ШКОЛА, ГУД-БАЙ?!

Устаревшая система всеобуча в духе коллективизма, сидя в классе за школьной партой, уходит в небытие.

На смену приходит современная форма обучения на дому. Мировое семейное образование стремительно набирает популярность. В этом учебном году модная волна докатилась до Украины, накрыв ее с головой.

Хоумскулинг, или домашнее образование, сегодня переживает настоящий бум. По данным Министерства образования, детей, которые грызут гранит науки вне стен школы, насчитывается более 54 тысяч. Законодательницей моды, как того и следовало ожидать, оказалась столица. Из традиционных школ отсеялось более 10 тысяч учеников, чьи родители предпочли обучение ребенка в семье своими силами. Иногда они это делают с привлечением профессиональных учителей, иногда полагаются на собственный потенциал знаний. Как бы там ни было, но основная особенность такого образования в том, что дети обычное учебное заведение, где от звонка до звонка корпят над учебниками их сверстники, не посещают.
"Эхо" попыталось разобраться, почему так происходит, в чем секрет сумасшедшей популярности изоляции детей от коллектива.
По словам жительницы Житомирского района Ольги (по этическим причинам фамилию не называем), сын которой уже второй год обучается на дому, причиной ее непростого решения является эмоционально нездоровая атмосфера, в которой приходилось вариться ее мальчику, ставшему жертвой буллинга. Беззащитный парнишка пришелся не ко двору, поэтому сильные ребята сделали его козлом отпущения.

Буллингу закон не писан

Учителя предпочитали делать вид, что ничего криминального не происходит. Из-за того, что ученик младших классов безропотно терпел унижения, которые с каждым школьным днем становились все более изощренными (его заставляли изображать собачку, приклеивали таблички с обидными прозвищами), его мучителям захотелось большего.
"Однажды они так сильно избили сына, что он попал на больничную койку. Визит к директору ничего не дал. В школе продолжали упорствовать, что никакого буллинга у них нет. Дескать, мальчик пострадал за пределами учебного заведения, поэтому учителя не несут ответственности за выяснение отношений между детьми", - рассказывает Ольга. Больше всего возмущает тот факт, что избитого мальчика даже не показали врачу. Несчастный, униженный, с явными следами побоев, он продолжал сидеть на уроках, а учителя вели себя как ни в чем не бывало. Даже маме не сообщили, что с ее сыном случилось ЧП. И после того, как правда всплыла наружу, став достоянием не только житомирской прессы, но и центральных каналов, ничего не изменилось. Мальчика продолжали травить. Теперь уже за "стукачество". Пришлось перевести его в другую, отдаленную школу. А узнав о семейном обучении, мама посчитала это лучшим выходом из создавшегося положения.
И это не единичный случай. Судя по количеству передач, которые с завидной регулярностью на всю страну демонстрируют сюжеты, как в школе заводилы безнаказанно калечат детей, родители в целях безопасности, окрыленные новым законом, начали активно изолировать своих детей от "камер пыток".
И это не единственная причина, по которой родители все чаще склоняются к семейному всеобучу.

Низкое качество знаний и нехватка кадров

Главный повод к семейному обучению, по словам родителей, лежит на поверхности. В большинстве случаев это недовольство тем качеством знаний, которое дети получают в современных школах. Статистика говорит сама за себя. Чтобы не быть голословными, родители наводят пугающие цифры. К примеру, в этом году 16% школьников не сдали ВНО по украинскому языку и литературе. И это один из профилирующих предметов, которому в современных реалиях уделяется повышенное внимание. Что тогда говорить о познаниях учеников в других отраслях, к которым нет такого трепетного отношения?! В последнее время заметна тенденция перевода на обучение экстерном учеников 10-11 классов, чтобы они лучше могли подготовиться к тестированию. В том числе и с привлечением к процессу обучения репетиторов.
Происходит то, чего и следовало ожидать. Отток профессиональных педагогических кадров за границу не останавливается. Поэтому таким высоким становится процент людей, которые переводят детей на домашнее обучение, стараясь восполнить школьный пробел. Также нередки случаи, когда даже при полной комплектации учебного заведения родители склоняются к индивидуальной форме обучения, объясняя это тем, что каждый ребенок усваивает материал по-своему: один в медленном темпе, другой - как орехи щелкает. И кто, как не родные люди, в особенности если они обладают нужным багажом знаний, сможет лучше подстроиться под своего ребенка с учетом его индивидуальности.
Нередко родители забирают ребенка из школы, давая ему возможность проходить программу на дому из религиозных побуждений.

Украинская изюминка

Семейное обучение и индивидуальная образовательная траектория прописаны в новом Законе "Об образовании", а механизмы его работы - в недавно принятом положении.
Порядок перехода подогнан под мировые нормы. Чтобы организовать своему ребенку школу на дому, достаточно написать заявление в учебное заведение по месту регистрации. Директор обязан его принять и дать "зеленый свет" хоумскулингу.
А дальше начинаются национальные особенности украинского домашнего обучения. Преподаватели должны помочь составить учебный план и провести с родителями и их ребенком консультацию. Выйти за эти рамки никто не может. В законе прописаны только три формы индивидуального обучения: педагогический патронаж, экстернат и семейное образование. И все они предусматривают строгую привязку ребенка-индивидуалиста к определенной школе, которая продолжает строчить программные планы, диктовать свои условия и экзаменовать на усвоение домашних знаний. Так что в идеале лучше с проверяющими не ссориться. Одним словом, дети учатся в семье по программе государственного стандарта, которую родители не имеют права оспаривать. В мировом семейном образовании все по-другому. Особенность такого обучения за пределами Украины заключается в том, что в цивилизованных странах учебную программу и ее наполняемость определяет семья ученика.
Да и чего греха таить, на наших просторах большинство традиционных школ предпочитают сеять разумное, доброе, вечное по накатанной схеме, ничего не меняя. Учителя, особенно на периферии, до конца не понимают, как сотрудничать с модными хоумскулерами, считая тех "отщепенцами". Основная причина такого прохладного отношения к индивидуалистам кроется в элементарном опасении, как бы чего не вышло. Учителя боятся остаться крайними в случае провала этой затеи. В случае возникновения проблемы с аттестацией, например, если ребенок не сдаст экзамен, все шишки привычно будут сыпаться на головы преподавателей, с которых не снимается ответственность за семейное обучение. На сегодняшний день это главный камень преткновения между школой и родителями, выбравшими самостоятельный путь развития своих детей в рамках стандартной государственной программы.

Подготовила Олеся Михальчук

Баннер
Баннер

Лента новостей

сейчас на сайте

Сейчас 117 гостей онлайн

Газета "Эхо" © 1989-2018. При любом использовании материалов сайта ссылка (для интернет-изданий - гиперссылка) на на http://www.exo.net.ua обязательна
новости житомира