Как известно, первый русский князь из рода Рюриковичей Игорь Рюрикович погиб в 945 году от Рождества Христова.
В "Повести временных лет" Нестора-летописца этот исторический эпизод из истории Киевской Руси является одним из самых ярких и поучительных.
"В лето 6453. Рекоша дружина Игореви: "Отроци Свенделжи изоделися суть оружием и порты, а мы нази; и поиди, княже, с нам в дань, да и ты добудешь и мы". И послуша их Игорь, иде в Дерева в дань, и примысляше к первой дани, и нисиляще им, и мужи его; и вомя дань, и поиде в свой город. Идущю же ему вспять, размысли, рече дружине своей: "Идите вы с данью домови, а я возвращюся и похожю еще". И пусти дружину свою домови, с малом же дружины возвратися, желая большая именья. Слышавше же древляне, яко опять идет, сдумавше древляне с князем своим Малом и рекоша: "Аще ся ввадить волк в овцы, то относит по единой все стадо, аще не убьють его; тако и сий, аще не убьем его, то вси ны погубить"; и послаша к нему глаголющее: "Почто идеши опять? Поимал еси всю дань". И не послуша их Игорь, и шедше из города Искоростеня противу древляне, и убиша Игоря и дружину его: бе бо их мало. И погребен бысть Игорь; и есть могила его у Искоростени города в Деревах и до сего дни".
* * *
Спустя 25 лет в письме Святославу византийский император Иоанн Цимисхий напомнил о судьбе князя Игоря, именуя его Ингером. Цитируя Льва Диакона, император сообщал о том, что Игорь отправился в поход на неких германцев, был захвачен ими в плен, привязан к верхушкам деревьев и разорван надвое.
Всего лишь два упоминания о смерти князя Игоря. И больше ничего. Князь, который во главе русского войска ходил в победные походы против самого Константинополя, вдруг оказался настолько мелочно корыстным и недальновидным, что жизнь свою закончил на верхушках деревьев в лесах под Коростенем в поисках древлянской дани - неужто это вся правда о его смерти?
Летопись подробно описывает последующие события, когда древляне посылали посольства в Киев с предложениями княгине Ольге стать женой древлянского князя Мала, и как потом Ольга после долгих и безуспешных попыток овладеть столицей Древлянского княжества городом Коростенем сумела его взять только хитростью.
Здесь не может не возникнуть первый вопрос: если столь непросто было покорить древлян, если княгиня Ольга вместе с варяжским воеводой Свенельдом во главе русских и варяжских дружин не смогла просто так, легко и без усилий разбить древлянское войско и захватить древлянскую столицу, то почему князь Игорь рискнул оказаться на территории Древлянского княжества с малой частью своей дружины?
* * *
Летопись говорит о могиле князя Игоря возле Коростеня, которая и по сей день там есть. Действительно есть. На окраине села Немировка недалеко от Коростеня. Но там ли был похоронен князь? Эту могилу еще в советское время дважды раскапывали, но ничего не нашли. Кроме одного-единственного железного меча.
На могиле - камень с надписью: "У рік 945... древляни, вийшовши на супроти з города Іскоростеня, вбили Ігоря і дружину його... і похований був Ігор і єсть могила його коло Іскоростеня-города в Древлянах і до сьогодні. Повість минулих літ".
Название же села Немировка привязывают к смерти Игоря, мол, немирные жители там были и убили князя. Но это, во-первых, противоречит той же надписи на камне, которая гласит, что князя убили не жители села, а древляне, вышедшие из Коростеня. Во-вторых, в самом селе название села со смертью князя никто не связывает, говорят, что название произошло из-за того, что между собой жители его не могли мириться. В самом селе о князе Игоре никаких преданий не осталось - ни о его смерти, ни о тризне, описанной в летописи. А летопись, напомню, сообщает о пяти тысячах перебитых древлян и указывает место, где это произошло, - возле кургана, где был похоронен князь. Но жители села знают о тех событиях только из учебников. Хотя под самым Коростенем есть село Шатрище, о котором ничего не сказано в летописях, но люди там из преданий помнят, что название их села связано как раз с теми событиями, когда княгиня Ольга, прибыв с огромным войском под Коростень, разбила недалеко от стен города множество больших шатров.
* * *
И это, впрочем, все предания. Но самым любопытным является то, что память о смерти князя Игоря в народе сохранилась, только не в Коростене и не в Немировке, а в пятидесяти километрах на запад от Коростеня, на границе Житомирской и Ривненской областей. Из столетия в столетие передают там легенды и о смерти князя Игоря, и о княгине Ольге, и о тризне. Более того, именно Тризной названа речка, протекающая через село Беловеж Рокитновского района Ривненской области. Эта речка протекает только лишь через село Беловеж, в окрестностях соседнего села она впадает в Ствигу, а та - в Припять.
А село это расположено на самой границе Ривненской и Житомирской областей (до 1939 года это была граница СССР и Польши, и что любопытно: именно тут стояла до начала 1940 года старая пограничная застава - аккурат на месте гибели князя Игоря, такой себе символизм: легендарный князь, стерегущий советские границы). Река Тризна берет свое начало в урочище Тризна, где, по преданиям, княгиней Ольгой и был совершен обряд тризны - недалеко от места смерти князя Игоря. Убили его в урочище, называемом ныне Завышень. Именно там древляне, нагнув два молодых дуба, привязали за ноги князя и отпустили его. Дубы и сейчас растут в том месте. Точь-в-точь на границе Житомирщины и Ривненщины.
В 12-ти километрах на юг от Беловежа, опять же аккурат на старой советской границе, есть сегодня село Сновидовичи. Согласно местным преданиям, в этом селе князь Игорь определился на ночлег в свою последнюю ночь. И приснился ему сон, что нельзя ему идти дальше, потому что ждет его смерть. И он решил возвращаться домой, в Киев. И пошел, оставляя чуть слева село Беловеж, в сторону теперешнего села Комсомольское Олевского района Житомирской области. Как раз по пути князя было непроходимое болото (там и сегодня тяжело пройти), но был найден брод, который сейчас называют Игоревым бродом. Когда князь перешел этот брод, его там и взяли. Привели в село Беловеж показать людям и потом повезли казнить.
Потому-то до сих пор и вызывает спорность отношение могилы у села Немировка на Коростенщине к самому князю. Да и могилы никакой всуе быть не может нигде: по Игорю провели тризну, то есть обряд трупосжигания с последующим развеиванием пепла по ветру.
И думается, мы узнаем еще много тайн той давней эпохи, которые касаются нашей Житомирщины...
Вадим КИПЛИНГ