Недостроенный рай

Есть в нашем областном центре сразу несколько объектов, каждый из которых по отдельности сам по себе замечателен, а в совокупности могли бы стать уникальными не только для Житомира, но, к сожалению, так и не состоялись как единое целое. И сегодня мы имеем в наличии только один уникальнейший объект, с которым могут соперничать разве что всемирно известные конструкции такого же рода: подвесные мосты через Босфор (Турция) и в Сан-Франциско (США). Как вы, наверное, уже поняли, речь пойдет о подвесном пешеходном мосте через реку Тетерев в житомирском парке им. Ю. Гагарина. И не только о нем... Расположен мост на высоте 43 метра, удерживается металлическими вантовыми конструкциями на двух пилонах высотой в 70 метров. Надежность конструкции может поколебать разве что рота солдат, если пройдет по мосту чеканным строевым шагом: резонанс шагов вызовет колебания, от которых мост может просто-напросто рухнуть. Другой вопрос, что никому в голову не придет заниматься на мосту строевыми упражнениями да еще при участии роты солдат. Правда, от времени мост несколько обветшал и ныне требует постоянного досмотра и ремонта. Мост был построен в 1982 году и первоначально являлся частью спроектированного комплекса Боевой славы, глядя на проект которого (в том числе и в модельном варианте), закрадывается мысль, что в Житомире в начале - середине 80-х годов прошлого века намеревались построить некое подобие рая с висячими, уходящими в небо мостами, с огромными садами и воздушными, словно плавающими в воздухе новыми жилыми массивами. От этого запланированного великолепия остались лишь подвесной мост (в народе его называют просто Заречанским) да монумент Славы. А начиналось все так хорошо...
В 1979 году на стол Василию Кавуну, недавно пришедшему на должность первого секретаря обкома Компартии, лег план строительства в Житомире так называемого комплекса Боевой славы, который при его реализации мог бы за несколько лет превратить Житомир в один из самых процветающих городов Украины. Василий Михайлович, будучи настоящим хозяином, понял преимущества всей сути проекта и дал задание изыскать средства для его реализации. А реализовывать было что.
Во-первых, монумент Славы предлагалось перенести с Замковой Горы на то место, где он находится сейчас. Во-вторых, планировалось разбить в Житомире сразу несколько дополнительных парков: 30-летия Победы в районе памятника-самолета возле Чудновского моста (к слову, самолет-истребитель МиГ-17, нависающий над склонами малеванской набережной, сам по себе тоже раритетный: его подарил нашему городу космонавт Георгий Береговой), а также парк Партизанской славы на другом берегу Тетерева, в районе плотины, как раз напротив монумента Славы. И все эти парки должны были соединиться аккуратными подвесными мостами: в парке Гагарина, с Замковой Горы к парку 30-летия Победы и от монумента Славы, над плотиной, к парку Партизанской славы. Последний парк должен был стать как бы продолжением парка им. Ю. Гагарина: с лыжными зимними трассами, канатной дорогой, ярко освещенными аллеями, фонтанами... За парком Партизанской славы, в сторону Заречан и Бердичевской трассы, планировалось возведение нового жилого массива с многоэтажными домами новейшей на то время архитектуры. В план также входила реконструкция уже существующих в Житомире мостов - Богунского и Бердичевского. На Житомирском заводе станков-автоматов была запущена целая линия по выпуску уличных электрических фонарей в стиле "ретро", тех, которые и по сей день светят в парке Гагарина и на Старом и Новом бульварах.
Деньги на реализацию столь масштабного проекта (точнее, его первой части) нашлись быстро: страна готовилась к Олимпиаде-80 и в ускоренном темпе приводились в надлежащий вид старые коммуникационные объекты и строились новые. Под Олимпиаду был реконструирован Бердичевский мост, воздвигнут монумент Славы на его нынешнем месте, началась реконструкция парка им. Ю. Гагарина, Старого бульвара и, разумеется, строительство первого подвесного моста в парке им. Ю. Гагарина. История, к сожалению, умалчивает, случайно ли за основу проекта был взят мост через Босфор, однако факт остается фактом: Заречанский пешеходный мост - почти точная копия Босфорского. Видимо, наши конструкторы решили не изобретать велосипед, а воспользоваться тем, что уже изобретено. Оно и не удивительно: и берега Босфора, и берега Тетерева в районе Житомира достаточно высоки, едва ли не вертикальны, напоминают чем-то каньон - отсюда, наверное, и схожесть конструкций мостов: другой проект в таких природных условиях осуществить было бы очень проблематично.
В 1982 году Заречанский мост был открыт. После этого начала реализовываться вторая часть проекта: строительство аналогичного моста в районе монумента Славы. И вот тут началась самая настоящая мистика. Сегодня этот исторический факт известен многим: 21 июня 1941 года в узбекском городе Самарканде археологи вскрыли могилу татарского завоевателя Тамерлана, для того чтобы скульптор Герасимов по его черепу воссоздал черты лица хана. Однако над могилой Тамерлана висело проклятие: существовала легенда, что, после того как упокоище хана вскроют, произойдет величайшая в истории человечества война. Результат известен: на следующий день, 22 июня 1941 года, Германия напала на СССР. Нечто подобное, однако безо всяких кровавых потрясений, произошло и у нас. В конце 1981 года киевские археологи проводили раскопки под Заречанами, в районе старославянских могильников, и при этом у них возник спор с местной жительницей, бабушкой, которая на полном серьезе сообщила археологам, что древние могилы раскапывать ни в коем случае нельзя, так как мертвые, которые покоятся глубоко под землей, некогда были могущественными волхвами и они, мол, до сих пор дают нашему краю силу. Если потревожить их покой, наш край захиреет и жить людям в нем станет некомфортно. Бабушка даже пыталась воспрепятствовать археологам в проведении поисковых работ, в конфликт вмешался даже КГБ.
В итоге то ли бабушка оказалась права, то ли по обыкновенному стечению обстоятельств второй мост так и не был начат (не говоря уже о третьем: с Замковой Горы к самолету). В 1982 году на поле сразу над плотиной привезли три огромные глыбы гранита, которые должны были стать основой монумента Партизанской славы. Вот из них должен был ваяться памятник. Но...
В 1983 году в Москве решили, что Житомир, согласно упоминанию в рождественских святцах, был основан в 884 году дружинником Житомиром и, стало быть, в следующем году ему исполняется 1100 лет. Круглая дата, надо праздновать, причем широко, с размахом! В итоге средства, выделявшиеся в свое время на строительство второго подвесного моста и на монумент Партизанской славы, были пущены на обустройство областного центра и его подготовку ко дню рождения. К строительству моста и реализации проекта комплекса Боевой славы решили вернуться позднее. Но позднее, сами помните, что случилось: грянула перестройка и о комплексе просто-напросто забыли. Последний гвоздь в доску гроба проекта был забит в 1994 году, когда гранитные глыбы будущего монумента Партизанской славы в одну прекрасную ночь исчезли неизвестно куда. Говорят, они были проданы каким-то коммерсантам.
Сегодня от былого проекта 70-х остался лишь Заречанский пешеходный мост, которому до сих пор по смелости инженерной конструкции нет аналогов в нашей стране (да, пожалуй, и во всей Европе за исключением Босфорского моста), и запущенный парк 30-летия Победы, где периодически распивают спиртные напитки подозрительного вида компании (к слову, в запущенности парка есть вина и разработчиков проекта, не предусмотревших рядом остановку общественного транспорта). Как говорится, вот и не верь после этого в древние легенды! А если та заречанская бабушка правду говорила о волхвах? Ведь если судить по дальнейшим событиям и по тому, какое жалкое существование влачит сегодня наш областной центр, пророчество-то сбылось!
Вадим КИПЛИНГ

Баннер
Баннер

Лента новостей

сейчас на сайте

Сейчас 95 гостей онлайн

Газета "Эхо" © 1989-2018. При любом использовании материалов сайта ссылка (для интернет-изданий - гиперссылка) на на http://www.exo.net.ua обязательна
новости житомира